Перейти к содержанию

Hardox 500: Стальной титан современной промышленности

Черные металлы
21 7 69 1
  • Биметалл - это не Hardox, это немного другое изделие, напоминающее стальной двухслойный пирог, в котором нижний слой (основа) как правило сделан из стали 3сп, которую легко приварить на защищаемую от износа поверхность, а верхний слой (износостойкая наплавка) делается путем наплавки карбидов бора, хрома, титана, вольфрама, которые имеют твердость по Роквеллу 60-65 HRC.
    Аналогами Hardox, присутствующими сейчас на рынке в России являются российские Magstrong, Powerhard и китайский NM. Российские аналоги с твердостью HBW500 производятся до 25 мм, а китайцы производят NM500 толщиной до 60-100 мм (у разных изготовителей разные максимальные толщины).
    Российские аналоги каждый производитель производит по своему ТУ, китайский NM производится по государственному стандарту Китая GB/T 24186-2022, который уже несколько раз обновлялся.
    Преимущество Hardox как правило в том, что он грунтован и может храниться долгое время не ржавея. Российские и китайские аналоги поставляются не грунтованными и достаточно быстро ржавеют, т.к. все эти стали являются низколегированными и почти не содержат антикоррозийных компонентов. Но цена за это небольшое преимущество слишком высока - Hardox дороже своих аналогов в 3-4 раза.
    Китайская металлургическая промышленность в настоящее время производит больше стали, чем металлургия всего остального мира вместе взятая, и более чем в 10 раз больше, чем российская металлургия.

    @findom Если сравнивать Hardox и биметалл по износостойкости, то биметалл будет эффективнее в тяжёлых условиях, особенно при сильном абразивном износе.

    Hardox — это качественная износостойкая сталь (до 600 HB), удобная в монтаже и эксплуатации, но её твёрдость одинакова по всему сечению.

    Биметалл же объединяет прочную стальную основу с наплавленным или приваренным слоем из сверхтвёрдого сплава (часто с твёрдостью 800–1200 HV и выше). Это даёт лучшую сопротивляемость истиранию в узлах вроде шнеков, дробилок, лопастей — там, где Hardox быстро изнашивается.

  • Ребята, кто работал с Hardox 500? Нужно сделать новый кузов для самосвала, потому что старый за полгода стёрся до дыр. Насколько эта сталь реально долговечнее обычной высокопрочной?

  • Мы перешли на Hardox 500 три года назад для карьерных самосвалов. Ресурс кузовов вырос в 2.5–3 раза. Но есть нюанс: варить нужно только спец электродами и с предварительным подогревом, иначе трещины пойдут. Бери сертифицированный материал, сейчас много подделок.

  • А мы брали листы 40 мм толщиной для днища и после 8000 часов работы только мелкие царапины. Но для бортов лучше 25–30 мм, иначе масса слишком вырастет. И сразу планируй усиленные крепления — сталь жёсткая, точки крепления испытывают большие нагрузки.

  • Вопрос еще по обработке: насколько сложно резать плазменной резкой? Слышал, нужно замедлять скорость реза, иначе кромка оплавляется. Это верно?

  • Да, скорость реза на 15–20% ниже, чем для обычной стали. И используй плазму с высокой силой тока — так кромка будет чище. Мы после резки ещё фрезеруем края убираем зону термического влияния.

  • А как с ударной вязкостью? Зимой у нас до -30 бывает не потрескается от ударов камней? Все же не все выдерживают перепады температурные.

  • Так при -30 уже нужен Hardox Extreme с улучшенной хладостойкостью. Обычная 500-я может стать хрупковатой. Мы для северных карьеров берем только Extreme — дороже, но нет проблем с образованием трещин.

  • Кстати, о сварке если вспомнить. Обязательно нужен подогрев до 120–150 градусов и межпроходная температура не выше 200. Мы сначала пренебрегли — получили микротрещины в швах. Пришлось переваривать.

  • С какими производителями запчастей работаете? Нужны ножи для бульдозера стоит ли заказывать из Hardox 500 или есть аналоги дешевле?

  • Если ножи для тяжёлых условий, то только Hardox. Аналоги вроде Quard или Reliaplate хуже держат ударную нагрузку. Мы тестировали: после месяца работы в гравийном карьере у аналогов кромка начала скалываться.

  • Кто слышал какую твердость по Бринеллю реально получить? В сертификате пишут 500, но на деле ведь есть разброс?

  • SSAB держит стабильное качество. Проверяли собственным твердомером — по всей пластине 490-510 HB. Главное тут покупать у официальных дилеров с прослеживаемостью плавки.

  • Кто-нибудь использовал для футеровки бункеров? Как крепили болтами или сваркой? И какие остались у вас впечатления? Есть нарекания?

  • мы крепим комбинированно: сначала прихватки сваркой, потом болты с потайной головкой. Важно делать овальные отверстия под крепёж — для температурного расширения.

  • И ещё для бункеров: бери листы с заводской обработкой 3D-профилем — лучше удерживают материал и маскируют деформацию от ударов.

  • Спасибо за советы. Теперь понятно, почему все крупные карьеры переходят на Hardox. Надо будет посчитать экономику — высокая цена окупается за счёт ресурса.

  • Кстати, да, обычная углеродистая ржавеет быстрее. Hardox легирован хромом, но всё равно лучше хранить под навесом. Мы перед складированием обрабатываем антикором на основе воска зато дешёво и эффективно.

  • И последнее что хочу сказать - это не пытайтесь гнуть в холодном состоянии! Нужен нагрев до 200–250 градусов, иначе риск получить трещины. Мы для гибки используем индукционные нагреватели.