Газомоторное топливо в России
-
Потенциально потребление сжиженного и компримированного природного газа (СПГ и КПГ) в качестве моторного топлива в России может увеличиться в шесть раз — такую оценку дал первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, выступая в Государственной Думе. Он подчеркнул, что такой прогноз можно назвать амбициозным, тогда как в более консервативном сценарии рост составит около 3,5 раз. При этом чиновник предложил перераспределить бюджетные средства: уменьшить субсидии для заправок СПГ и направить их на поддержку автопроизводителей.
На данный момент доля газомоторного топлива (ГМТ) в отечественном топливном рынке остается невысокой — не превышает 10%. Основной объём рынка по-прежнему занимают бензин и дизельное топливо, чья совокупная доля составляет почти 90%. Идея перевода транспорта на газ обсуждается в российском правительстве уже много лет, однако массового перехода так и не произошло. Страна, обладающая крупнейшими в мире запасами газа и занимающая второе место по его добыче (около 580 млрд кубометров в год), пока не смогла реализовать этот потенциал в сфере автотранспорта.
Между тем, в ряде развивающихся стран, особенно в Азии, газомоторное топливо набирает популярность. Например, в Иране около трети всего автомобильного парка использует ГМТ. В конце 2024 года в стране насчитывалось более 5 млн автомобилей, работающих на сжиженном газе. Для ускорения развития инфраструктуры планируется увеличить число криогенных автозаправочных станций (криоАЗС) с 2600 до 2900 к 2026 году. Лидирующий местный автопроизводитель Iran Khodro активно расширяет выпуск газовых моделей.
Китай также демонстрирует высокие темпы внедрения газомоторного топлива. Транспортный сектор страны потребляет около 10–11% от общего объема природного газа. Особенно активно СПГ используется в грузовом автопарке, где наблюдается устойчивый рост числа тягачей, работающих на сжиженном газе. Такие машины востребованы в удалённых регионах с недостаточно развитой железнодорожной и топливной инфраструктурой. По итогам первых пяти месяцев 2024 года продажи тяжёлых грузовиков на СПГ в Китае увеличились на 127%, а их доля в общем парке достигла 10%, с прогнозируемым ростом до 21,5%.
Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Громов отмечает, что ключ к развитию ГМТ в России — это именно грузовые перевозки. «Развитие дальнемагистральных коридоров, оснащённых достаточным количеством газовых заправок, позволит значительно повысить спрос на СПГ», — заявил он в интервью изданию «НиК». Однако сегодня одной из главных проблем является нехватка соответствующих грузовых автомобилей. Пока отсутствует массовое производство доступных газовых грузовиков, говорить о серьёзном росте доли ГМТ преждевременно.
«Использование СПГ в транспорте без масштабирования экономически нецелесообразно. Малое количество техники и слабо развитая инфраструктура не позволяют создать условия для устойчивого спроса», — считает Алексей Громов.
Для преодоления текущих барьеров необходимы комплексные меры государственной поддержки: стимулирование производства газовых автомобилей, расширение сети заправок и упрощение нормативных процедур для строительства АГНКС и криоАЗС.
© 2022 - 2025 InvestSteel, Inc. Все права защищены.